Государственный секретарь Министерства юстиции Николае Ешану считает, что в Республике Молдова главной проблемой не являются законы, а их внедрение. В целом, правосудие в Республике Молдова организовано и функционирует в соответствии с международными стандартами, отметил он. Заявление было сделано в ходе передачи „Fabrika” на телеканале Publika TV, передает IPN.
По его мнению, проблемы возникают из-за того, как реализуются законы. „К сожалению, мы можем только разрабатывать программы, мы можем принимать правовые рамки, институциональные рамки, но мы находимся совершенно в стороне, когда речь идет об их реализации”, - сказал государственный секретарь. По его словам, Высший совет магистратуры является органом, специально созданным для обеспечения реализации законов в области юстиции. „Поскольку они не в состоянии внедрять законы, должны прийти мы и изменить ситуацию, то, что в принципе они смогли бы сделать”.
Что касается пакета законов о назначении судей, утвержденного недавно правительством, Николае Ешану сказал, что Высшему совету магистратуры было дано право регламентировать процедуру назначения судей, установленную законом. „К сожалению, они этого не сделали, и мы оказались там, где мы есть, о чем я говорил давно, и если они не делают это, нужно будет, чтобы пришли мы, и решили по закону эти вопросы. Это не лучшее решение, но у нас нет другого выхода”, - заявил государственный секретарь.
Директор Ресурсного центра по правам человека Серджиу Остаф заявил, что граждане заинтересованы в качестве системы правосудия, которая должна быть доступной по стоимости, процедурам и времени и обеспечивала бы приемлемый уровень доверия. „Я считаю, что этот подход должен преобладать, если судить с точки зрения показателей, которые являются релевантными, приемлемыми и воспринимаемые как самые главные гражданами, которые пользуются этими услугами”, - сказал Серджиу Остаф.
Кабинет министров утвердил недавно проект изменений и дополнений в Закон о дисциплинарной ответственности судей. Он является частью так называемой „малой реформы” судебной системы и является условием для макрофинансовой помощи в размере 100 млн. евро от ЕС. Проект исключает расплывчатые интерпретации фактов, которые составляют дисциплинарные проступки судей.