Председательство Болгарии в ЕС и его влияние на Молдову, OP-ED

 

 


Ни Молдова, ни другие страны Восточного партнёрства ничего не потеряют из-за того, что в течение шести месяцев внимание Болгарии будет сосредоточено на Западных Балканах...

 

Дионис Ченуша
 

В ближайшие шесть месяцев 2018 года в Совете Европейского союза будет председательствовать Болгария. Она возглавит этот Совет впервые, спустя 11 лет после своего вступления в ЕС. Кроме того, впервые в истории Евросоюза председательство, на основе принципа ротации, переходит государству-члену ЕС, не входящему ни в Еврозону, ни в Шенгенскую зону. Более того, Болгария занимает последнее место в ЕС по своему экономическому потенциалу (ОЭСР: ВВП в 2016 году – 18 886 долларов США на душу населения) и находится в большой энергетической зависимости от России (95% объёма потребляемого газа). Таким образом, это председательство станет двойной проверкой. С одной стороны, будет проверена способность Болгарии управиться с  многочисленными европейскими досье и сохранить своё внутриполитическое равновесие, необходимое для борьбы с коррупцией и продвижения вперёд судебной реформы. С другой стороны, это станет испытанием и для самого Евросоюза. Ведь Болгария и Румыния являются единственными государствами-членами ЕС, подозреваемыми в чрезмерной коррумпированности и в наличии различных изъянов в их правовых системах. В связи с этим процесс оценивания, запущенный Евросоюзом в 2007 году, не завершится и в 2018 году, из-за чего присоединение Болгарии к Шенгенской зоне откладывается ещё, как минимум, на один год.

Для своего председательства, переходящего к ней по принципу ротации в 2018 году, Болгария избрала девиз „В единстве наша сила”. Этот посыл не случаен, он указывает на преобладающее в ЕС намерение сосредоточиться на укреплении европейского единства вокруг идеи более безопасной, стабильной и солидарной Европы. На внешней арене в 2018 году Совет ЕС под председательством Болгарии будет в меньшей степени уделять внимание восточным соседям (IPN, 27 ноября 2017 г.), в том числе Молдове, чем в 2017 году, когда Эстония обеспечивала сильное дипломатическое лобби в поддержку Восточного партнёрства. Болгария уже публично объявила о том, что значительные дипломатические усилия она направит на регион Западных Балкан. Продвижение повестки дня европейской интеграции и вступления в ЕС в этом регионе совершенно необходимо, поскольку оно готовит почву для 2020 года, когда обновятся состав Европейской комиссии и Европарламента. До тех пор Болгария и другие члены ЕС намерены оживить сотрудничество в регионе за счёт проектов по взаимоподключению. Такой подход выгоден с точки зрения снижения напряжённости в регионе, где территориальные споры (Словения–Хорватия, Хорватия–Босния, Косово–Черногория и т. д.), межэтнические разногласия (Босния и Герцеговина, Сербия–Косово) и внутригосударственная нестабильность (БЮР Македония) либо отвлекают внимание от реформ, либо тормозят их проведение.

Приоритеты Болгарии

В продолжение председательства Эстонии (IPN, 3 августа 2017 г.), Болгария будет следовать 18-месячной стратегической повестке дня Совета ЕС, к которой во второй половине 2018 года присоединится и Австрия. Однако Болгария сосредоточится на четырёх приоритетах.

Во-первых, Болгария намерена продолжить усилия в рамках политики сплочения, необходимой для сокращения экономических и социальных диспропорций внутри ЕС. Так, особое внимание будет уделяться обсуждению новой Многолетней финансовой рамочной программы или, иными словами, тому, как будут распределяться европейские средства после 2020 года.

Безопасность с точки зрения управления миграцией, убежищем и внешними границами ЕС станет вторым приоритетом Болгарии.

Сочетание усилий по созданию единого европейского цифрового рынка, с инвестициями в образование и расширение прав и возможностей молодёжи, является третьим приоритетом болгарского председательства в ЕС, который полностью совпадает с концепциями Эстонии и Австрии.

Активизация вступления в ЕС стран Западных Балкан является наиважнейшим стремлением Болгарии в период её председательства. В соответствии с этой целью Болгария планирует разработать индивидуальные планы действий с конкретными шагами для каждой из стран региона. Параллельно предлагается запустить ряд проектов, которые свяжут эти страны в сфере наземного и воздушного транспорта, энергетики, образования и т. д. В частности, речь идёт о расширении доступа к Интернету, о постепенном отказе от роуминга. Чтобы подвести итоги своего председательства, Болгария планирует в мае 2018 года провести в Софии Саммит стран Западных Балкан.

Вызовы для Болгарии

Основными вызовами для Болгарии являются уже ставшая хронической политическая нестабильность и нарушения в функционировании правового государства.

Победа с преимуществом в 5% проевропейской партии ГЕРБ во главе с Бойко Борисовым над Социалистической партией на досрочных выборах в марте 2017 года (32% против 27%) недостаточна для устойчивого правления. Хотя союз с националистическими силами (Патриотический союз) и позволяет Борисову управлять страной, вероятность политического коллапса в период председательства в ЕС по-прежнему весьма высока. Отставка спикера парламента от ГЕРБ в ноябре 2017 года вследствие угроз социалистов бойкотировать заседания, вызвавшая парламентский кризис, подтверждает силу оппозиции. Которая, хоть и не призывает к выходу из ЕС, выступает за отмену санкций против России. К этому добавляется сильная фигура президента Румена Радева, поддерживаемого социалистами, который, похоже, косвенно препятствует проведению антикоррупционных реформ.

Качество правового государства в Болгарии описано в докладе Механизма сотрудничества и проверки от 15 ноября 2017 года. В нём достаточно чётко указано, что по итогам 10 лет тщательной оценки со стороны ЕС лишь в одной из шести отслеживаемых областей зафиксированы важные позитивные изменения. Так, наибольший прогресс наблюдается в плане роста независимости судебных органов. Был инициирован ряд мер, но они не были доведены до конца, что мешает Болгарии получить „зелёный свет” для вхождения в Шенгенскую зону. Недостатки касаются таких аспектов, как: i) рационализация правовых рамок судебного преследования по делам о большой коррупции; ii) реформа судебной системы и прокуратуры; iii) механизм борьбы с большой коррупцией в государственном секторе; iv) борьба с малой коррупцией и коррупцией на уровне органов местной публичной администрации; v) отчётность по делам об организованной преступности и конфискация имущества, полученного незаконным путём.

Другие важные вызовы связаны с географическим положением Болгарии. Будучи расположена по соседству с Западными Балканами, эта страна легко „заражается” негативной динамикой данного региона. Помимо политической важности Западных Балкан и предотвращения потенциальных внутрирегиональных и даже внутригосударственных конфликтов (случай БЮР Македония в 2016–2017 гг.), в первую очередь Болгарию и остальную Европу заботит прекращение незаконной миграции. Основные опасения по поводу этого региона связаны со скептическим восприятием реальной способности контролировать физические границы, с высокой коррупцией на уровне учреждений и с высокой организованностью преступности, действующей в регионе. В результате южные границы Западных Балкан рассматриваются как нечто ненадёжное и требующее укрепления.

Кроме того, Болгария соседствует с Турцией, в которой проживают около 400 тысяч болгар турецкого происхождения, из которых около 200 тысяч имеют болгарские паспорта. В то же время, около полумиллиона болгарских турок составляют политически активное меньшинство, которое поддерживает партию „Движение за права и свободу”, набравшую около 9% голосов на выборах 2017 года. Вызывают тревогу тенденции де-европеизации, подхлёстываемые разрушением демократии в Турции, вызванным конституционным референдумом 2017 года и теми чистками, которые были начаты в гражданских структурах после неудавшегося государственного переворота 2016 года. Риски для болгарских властей связаны с усложнением диалога с Анкарой и усилением подозрений относительно вмешательства Турции во внутренние дела Болгарии посредством турецкого меньшинства, проживающего в этой стране. В случае лиц, принимающих решения на уровне ЕС, первоочередное опасение в связи с ограничением демократии проистекает из возможного нарушения договорённостей (и так противоречивых), касающихся управления нелегальной миграцией. Вступление Турции в ЕС уже отложено на неопределённый срок (Европейская комиссия, 13 сентября 2017 г.), а летом 2017 года Европарламент даже призвал приостановить переговоры о вступлении этой страны в ЕС.

Болгария входит в число тех стран, где Россия чувствует себя комфортно. Она делает ставку на болгарских социалистов, выступающих против санкций, а также на присутствие российских активов в энергетическом секторе Болгарии. Несмотря на то, что газопровод „Южный поток”, который Россия хотела провести в Болгарию, провалился в 2014 году под давлением европейского законодательства о конкуренции, российские интересы по-прежнему крепко привязаны к другим источникам энергии. Так, помимо поставок ядерного топлива на атомную электростанцию ​​ „Козлодуй”, осуществляемых Россией, последняя планирует активное участие в развитии генерирующих мощностей для производства электроэнергии. Несмотря на то, что имеющиеся у России рычаги влияния в политике и энергетическом секторе Болгарии не дают Москве реальных возможностей потревожить председательство Софии в Совете ЕС, они представляют собой значительные преимущества со среднесрочными и долгосрочными последствиями. В то же время, активизация России в Болгарии и регионе должна подтолкнуть ЕС к подтверждению им своих обязательств перед странами Западных Балкан.

Председательство Болгарии и его последствия для Молдовы

Тот факт, что Болгария предпочитает сосредоточиться на Западных Балканах, свидетельствует о том, что, по меньшей мере, шесть месяцев Восточное партнёрство не будет находиться в центре внимания ЕС. В практическом плане это не может существенно отразиться на положении тех стран, которым удалось создать собственную правовую и институциональную базу для сотрудничества с ЕС. Следовательно, страны с Соглашениями об ассоциации, включая Молдову, будут по-прежнему находиться на орбите ЕС, а восточноевропейские страны без новых соглашений с ЕС (Азербайджан, Беларусь) могут оказаться несколько в тени.

В реальности финансовые ресурсы для Молдовы и других стран Восточного партнёрства прописаны до 2020 года. Поэтому усилия Болгарии по привлечению средств и внимания к Западным Балканам не смогут изменить размеры бюджета, предоставляемого странам Восточной Европы, если только правительства Молдовы, Украины или других стран не допустят осечек при проведении каких-либо реформ. В таком случае деньги будут просто перенаправлены на другие статьи расходов ЕС, в том числе для балканских  проектов. Это касается прямой бюджетной поддержки, макрофинансовой помощи или грантовых компонентов (например, для проектов в энергетическом секторе), которые Брюссель может предоставить Молдове. По такому маршруту прошли 28 миллионов евро бюджетной поддержки, первоначально предназначавшиеся для реформы сектора правосудия в Молдове, но не переведённые Евросоюзом из-за отставания, имевшего место в 2014–2015 годах.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе Молдова может оказаться в затруднительном положении из-за желания Болгарии и ЕС в целом сосредоточиться на интеграции в европейское пространство Западных Балкан. Даже если это положительно скажется на сокращении угроз для безопасности в Европе, „переваривание” Западных Балкан потребует времени и ресурсов, которые после 2020 году сократятся по причине Брекзита. Поэтому, в дополнение к политическому пресыщению Евросоюза процессом расширения, по итогам поглощения им западнобалканских стран, Молдова и другие страны Восточного партнёрства могут столкнуться и с дефицитом европейских средств.

Вместо заключения...

Приоритеты болгарского председательства в ЕС будут способствовать укреплению европейской безопасности, защищённости и солидарности. Однако остаётся неясной способность Болгарии успешно добраться до конца срока своих председательских полномочий, не погрузившись в новый политический кризис, в результате которого сочувствующие России силы могут укрепить свои позиции. В отличие от Эстонии или даже Австрии, Болгария находится в непосредственной близости от геополитических зон, отнюдь не отличающихся спокойствием, где источниками нестабильности выступают Турция и страны Западных Балкан (БЮР Македония).

Ни Молдова, ни другие страны Восточного партнёрства ничего не потеряют из-за того, что в течение шести месяцев внимание Болгарии будет сосредоточено на Западных Балканах. Исключением могут стать те неприятные ситуации, когда заброшенная или выполненная не до конца реформа в таких странах, как Молдова, может побудить ЕС сменить получателя финансовой помощи, в том числе, в пользу балканских стран.

В широком смысле, председательство Болгарии не принесёт кардинальных перемен в краткосрочной перспективе для нынешнего положения Восточного партнёрства. Это положение в решающей степени зависит от качества управления в странах региона, а также от действий России, которые будут предприняты Владимиром Путиным после президентских выборов марта 2018 года, в период его следующего президентского мандата, истекающего в 2024 году.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.