Sic!: Армянский прецедент и уроки, которые следует извлечь президенту Додону

Некоторое время назад президент Игорь Додон начал проявлять интерес к опыту Армении. Тот факт, что в мае 2014 года она стала членом Евразийского союза, не помешал этой южнокавказской стране договориться о новом Соглашении с ЕС, а политика „и–и”, похоже, с некоторых пор привлекает и президента Додона. Автор новой статьи Sic! Дионис Ченуша задаётся вопросом: „Насколько жизнеспособна эта модель и, что важнее, какие уроки можно из неё извлечь?”.

Парафированное в марте 2017 года и подписанное во время саммита Восточного партнёрства в ноябре 2017 года, новое Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве (СВРП) заимствует практически все составляющие Соглашения об ассоциации, от которого президент Армении Серж Саргсян отказался в 2013 году под давлением России. Остаются в силе даже политический диалог и диалог в сфере юстиции, наряду с отраслевым экономическим сотрудничеством. Исключены из нового документа все положения, которые напоминают о внешней торговле, то есть сфера Углублённой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Опыт Армении в плане сочетания евразийского и европейского векторов получил высокую оценку со стороны президента Молдовы, назвавшего его „интересной для Молдовы” моделью. Находясь в Ереване в ноябре 2017 года, Игорь Додон выразил восхищение тем, каким образом Армения внедряет у себя европейское законодательство, параллельно с этим участвуя в деятельности Евразийского экономического союза.

В статье также отмечается, что армянская модель чрезвычайно полезна для России, поскольку она не только сохраняет выгодную ей геополитическую архитектуру, но и позволяет получить доступ к европейским финансовым ресурсам для строительства инфраструктуры и т. д. в регионе, ресурсам, которыми российские власти не особо располагают или не хотят их выделять. Будучи уверена в том, что вдохновлённые Евросоюзом реформы, как правило, терпят неудачу в регионе, Москва соглашается на армянскую модель в качестве геополитического эксперимента. Снисходительность России к армянской модели представляет собой приглашение для пророссийских лидеров региона, в том числе для Игоря Додона.

С момента вступления Армении в Евразийский экономический союз динамика российско-армянских торговых отношений была различной.



Согласно статистическим данным, торговый баланс между двумя странами хотя и нормализовался в 2016 году, пережил крупное потрясение в 2015 году, когда было активировано участие Армении в евразийской структуре. С другой стороны, торговые потоки Армении в ЕС были стабильны и постоянно увеличивались, что подтверждает более высокую абсорбционную способность и рост потребления в Европе.



По словам автора статьи, результаты торговли Армении с Россией, где наблюдаются колебания, отражает крайне неустойчивые основы. С одной стороны, из-за своей деструктивной геополитической деятельности, Россия навлекает на себя внешние санкции (вмешательство в дела Украины), которые отражаются на внутренних макроэкономических показателях (стабильность рубля, покупательная способность и т. д.) и распространяются на те страны, которые связаны с российским рынком посредством торговых потоков и денежных переводов. С другой стороны, российская экономика страдает от структурных недостатков, вызванных её сильной зависимостью от доходов от продажи углеводородов, цены на которые упали практически вдвое в 2013–2015 годах. Поэтому присоединение к Евразийскому экономическому союзу, продвигаемое президентом Додоном и уже опробованное Арменией, приносит определённые выгоды, но они чрезмерно уязвимы перед лицом внешних потрясений.

В статье также говорится, что, кроме того, настроения в армянском обществе являются не вполне пророссийскими, даже спустя три года после вступления в Евразийский экономический союз, в который входят другие лояльные Москве страны. Согласно одному опросу, опубликованному осенью этого года, около 50% респондентов считают влияние пребывания в евразийской структуре отрицательным. Около 40% считают сближение с Россией препятствием на пути улучшения отношений с ЕС, за которое выступают более 80% опрошенных. Даже по прошествии трёх лет с момента отказа от Соглашения об ассоциации с ЕС в сентябре 2013 года, большинство армян не одобряют этот шаг.



Автор приходит к выводу, что, присоединившись к Евразийскому союзу в 2014 году и подписав недавно соглашение об углублённом партнёрстве с ЕС, Армения демонстрирует желание уменьшить влияние со стороны России. Три года участия в евразийской организации, к вступлению в которую её подтолкнула Россия в 2013 году, побудили Ереван разработать совместно с ЕС новое Соглашение, которое также предусматривает внедрение европейского законодательства и сближение с Евросоюзом в различных областях (транспорт, региональное развитие, инфраструктура и т. д.). По словам Диониса Ченуша, совместив участие в Евразийском союзе с развитием углублённого диалога с ЕС, Армения создала привлекательный прецедент для тех стран Восточного партнёрства, где имеются влиятельные пророссийские политические силы, таких как Молдова. В то же время, эти гибридные геополитические комбинации, похоже, не беспокоят Россию, которая, напротив, усматривает выгоды в геополитическом эксперименте Армении, поскольку он позволяет совместить евразийский проект с инвестициями ЕС для удовлетворения различных жизненно важных для региона потребностей, на которые Москва не хочет или не может выделять деньги.

Армянский прецедент, утверждает автор статьи, является и хорошим уроком для таких стран, как Молдова, где пророссийские силы желают пересмотреть соглашения с ЕС. Эти уроки могут быть разделены на три группы. Президент Игорь Додон и другие представители пророссийских сил страны должны тщательно изучить все эти уроки, прежде чем вновь продвигать идею вступления в Евразийский экономический союз.

Sic! является проектом по проверке фактов, синтезу и анализу, реализуемым IPN при финансовой поддержке Фонда Сороса в Молдове и Black Sea Trust.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.