Интервью с главой Делегации ЕС Петером Михалко, подготовленное политологом Дионисом Ченуша для Агентства IPN.
---
– Ваше превосходительство, как Вы оцениваете качество управления в Республике Молдова на момент начала Вашего мандата?
– Для ЕС оценка управления в Молдове является комплексным процессом, в котором, через наши программы и программы других международных организаций, задействованы многочисленные международные эксперты. Оценка, проведённая ОЭСР/СИГМА при поддержке ЕС в мае 2016 года, указывает на наличие недостатков как в плане стратегических рамок, определяющих, реализующих и координирующих государственную политику, так и в сфере финансов, государственного управления и предоставления услуг гражданам.
С 2016 года Молдова добилась прогресса. Так, были приняты новые законы и стратегии в сфере неподкупности, борьбы с коррупцией, реформы государственного управления и т. д. Разумеется, молдавские власти должны теперь сосредоточиться на практической реализации реформ, и здесь возникают проблемные аспекты. ЕС внимательно следит за развитием событий в этой сфере. Например, наша бюджетная поддержка обусловлена наличием прогресса в сфере управления государственными финансами. За счёт реализации Соглашения об ассоциации между ЕС и Республикой Молдова мы хотим добиться эффективного, прозрачного управления, которое поощряло бы меритократию, ограничивало бы политическое вмешательство, находилось в постоянном диалоге с гражданским обществом и отвечало потребностям граждан.
– Каковы три основных приоритета Вашего мандата?
– Тремя приоритетами моего мандата являются: 1) достижение существенного прогресса в реализации Соглашения об ассоциации и Соглашения об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между ЕС и Республикой Молдова (УВЗСТ); 2) постоянный, открытый и ориентированный на результат диалог с государственными органами, политиками, а также с гражданским обществом, деловыми кругами и иными партнёрами; 3) эффективное общение с гражданами Республики Молдова на тему того, что представляет собой Европейский союз, и как он может способствовать демократическому развитию Республики Молдова. Что касается третьей цели, то я хочу максимально эффективно использовать непосредственное общение с гражданами и надеюсь, что за время моего мандата я посещу как можно больше населённых пунктов Молдовы.
– В последнее время как гражданское общество, так и средства массовой информации сталкиваются с давлением со стороны правящей партии. Какой, по Вашему мнению, должна быть роль гражданского общества и независимых СМИ?
– Сильные и независимые гражданское общество и средства массовой информации имеют важное значение для демократического общества и для развития страны на благо всех её граждан. В моих предыдущих ответах я уже подчеркнул то внимание, которое мы уделяем диалогу с гражданским обществом, прозрачному управлению и эффективным связям с общественностью. Более того, плюрализм должен быть обеспечен как для гражданского общества и СМИ, так и в случае политического класса. Таков единственный способ, при котором разнообразие мнений, ориентаций или устремлений, существующее в любом обществе, обеспечивает постоянный обмен идеями и информацией, обеспечивает обществу здоровье и представительство. Однако это разнообразие должно быть обеспечено в условиях честного информирования, соблюдения норм профессиональной этики, противодействия манипуляциям и дезинформации.
– Правящая партия предложила включить европейский вектор в Конституцию. Нуждается ли в этом Молдова, когда уже есть Соглашение об ассоциации, включающее в себя европейские устремления Молдовы?
– Действительно, Соглашение об ассоциации признаёт европейские устремления и выбор Республики Молдова и имеет своей целью политическую ассоциацию и экономическую интеграцию Республики Молдова с Евросоюзом. В целом конституция переводит „суверенитет народа” в ряд правовых норм и институтов, обеспечивающих разделение властей в государстве с целью защиты прав всех его граждан. Способ осуществления этого перевода является суверенным процессом в каждом государстве, но одним из базовых правил является проведение всеобъемлющего и широкого диалога по поводу любых конституционных изменений.
– С 2016 года начались усилия по внедрению элементов УВЗСТ в приднестровском регионе. Как вы оцениваете прогресс, достигнутый к настоящему времени?
– Соглашение об ассоциации и Соглашение об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, регулирующее торговые отношения между ЕС и Республикой Молдова, устанавливают права и обязанности как Евросоюза, так и Молдовы. С 1 января 2016 года преференциальный доступ компаний из Приднестровья на рынок ЕС базируется на двусторонних соглашениях, упрощающих торговлю между Кишинёвом и Тирасполем. Это означает, что и Приднестровье должно выполнять определённые взятые на себя обязательства, адаптированные к конкретным местным условиям. Оценка выполнения этих обязательств ежегодно производится компетентными техническими экспертами. На данный момент мы можем говорить о положительной динамике экспорта. Для того, чтобы сохранить преференциальный доступ на рынок ЕС, важно, чтобы прилагаемые усилия были постоянными и эффективными.
– Каким Вы видите процесс реформ в Молдове после саммита Восточного партнёрства, который пройдёт в Брюсселе в этом году?
– Надеюсь, что ноябрьский саммит Восточного партнёрства в Брюсселе придаст новый импульс реформам в Молдове и у восточных соседей ЕС в целом. Как Вы знаете, процесс реформ не всегда линеен, имеют место шаги вперёд и назад, но мы надеемся, что на Брюссельском саммите лидеры стран-членов и партнёров (28+6) пошлют региону мощный сигнал о доверии, сплочённости и солидарности. В настоящее время мы определили конкретные рамки развития Восточного партнёрства – те 20 результатов, которые должны быть достигнуты к 2020 году, и я надеюсь, что они придадут новое дыхание нашей совместной деятельности в регионе и в Республике Молдова.
– ЕС столкнулся с кризисом доверия в отношении Кишинёва. Что сделает ЕС для того, чтобы избежать неприятных сюрпризов, подобных ограблению банковской системы, о котором стало известно в ноябре 2014 года?
– Мы, конечно, должны задаться вопросом, что сделает Республика Молдова для того, чтобы избежать таких кризисов, и чем может помочь в этом ЕС. Дефицит доверия между властями и населением – вот что важнее всего, и для того, чтобы вернуть это доверие, конечно, потребуется провести расследование и возвратить средства, похищенные из банковской системы. Эту тему Евросоюз поднимал в рамках всех форматов диалога с Молдовой. К примеру, посмотрите выводы Советов по ассоциации ЕС–Молдова за 2016 и 2017 годы. Важными элементами этого уравнения являются независимая и эффективная судебная система, а также принятие мер, в особенности Национальным банком, для создания такой институциональной и нормативной базы, которая не позволила бы повториться подобным махинациям в будущем. Мы приветствуем принятие парламентом 6 октября Закона о банковской деятельности (что является требованием Соглашения об ассоциации) и ожидаем его вступления в силу и применения с 1 января 2018 года.
Европейский союз продолжит поддерживать реформы в Республике Молдова в интересах её граждан, выдвигая строгие условия предоставления своей помощи. В зависимости от конкретной программы поддержки Евросоюза, эти условия различны, но общими являются такие аспекты, как демократия, надлежащее управление и экономическое развитие. И, как мы недавно объявили по поводу реформ в области правосудия в 2014–2015 годах, если реформы не будут реализованы, европейское финансирование может быть приостановлено или даже прекращено.
Мы продолжим активно общаться на тему того, как протекают сотрудничество с ЕС, выполнение Соглашения об ассоциации и реализация приоритетов Повестки дня ассоциации, с политиками, непосредственно с гражданами, с партнёрами из экономической и социальной сфер, а также с гражданским обществом, роль которого очень важна.