Гражданское общество: агенты влияния или санитары политической системы. OP-ED

 

 


Чтобы молдавское гражданское общество отказалось от продвижения европейской интеграции Молдовы, Россия и её геополитические инициативы должны в полной мере взять на вооружение те ценности, без которых ЕС не стал бы магнитом мирового масштаба – верховенство права, надлежащее управление и права человека...

 

Дионис Ченуша
 

Сторонники пророссийского геополитического порядка, местные или российские, приписывают молдавскому гражданскому обществу покорность перед Евросоюзом или Западом в целом. Чаще всего, такого рода аргументы основаны на упрощённом выведении предполагаемых отношений подчинения, якобы существующих между ассоциативным сектором и Западом, из финансирования первого последним. Вопреки этой интерпретации, поддержка гражданского общества донорами из ЕС или США обусловлена ​​тем положительным воздействием, которое оно способно оказывать в плане дисциплинирования властей страны, все более далёких от общественных интересов.

Неточное понимание реальной роли неправительственного сектора, дополняемое преднамеренным искажением его имиджа, лишь усиливает замешательство общества и порождает подозрения. Они становятся основой теорий заговора, которые лояльные Кремлю голоса строят в отношении гражданских проводников европейской интеграции в Молдове и в регионе. Рассматриваемые в качестве идеологических оппонентов из-за внедрения ими европейских ценностей (прав человека, недискриминации, гендерного равенства и т. д.), НПО становятся мишенями пророссийской пропаганды. Это фактически удваивает нападки на ассоциативный сектор. Ведь помимо российской пропаганды, продолжаются попытки проевропейских властей Молдовы жёстко зафиксировать условия внешнего финансирования (IPN, май 2017 г.), а также финансирования внутреннего, получателем которого является ассоциативный сектор.

Гражданское общество – естественный партнёр реформ

Количество некоммерческих организаций огромно (около 11 тысяч), но даже одна сотня из них не действует в сфере мониторинга властей, внедрения в национальное законодательство позитивной международной практики, либо укрепления демократических ценностей. Потому в действительности внешнюю помощь получают менее 100 некоммерческих организаций. Эта зависимость является следствием, а также характерной чертой того, как развивалась демократическая культура в государстве и обществе. Ассоциативный сектор, отслеживающий политику властей, не потребовался бы, если бы не склонность последних извращать проводимую политику и учреждения, а также расхищать общественное достояние.

Во-первых, поддерживая деятельность таких учреждений, внешние доноры, включая Евросоюз, способствуют сохранению демократии и устраняют возможность скатывания к авторитарным политическим режимам. Вот почему действующий в Молдове политический режим, который подрывает демократические институты и уничтожает правовое государство, испытывает дискомфорт из-за наличия неправительственного сектора, выступающего за демократию.

Во-вторых, гражданское общество выступает естественным партнёром в процессе формулирования и проведения реформ, необходимых для модернизации страны. Соглашение об ассоциации с ЕС является практически первым международным соглашением, фиксирующим чёткие обязательства молдавских властей перед ЕС обеспечить гражданскому обществу важную роль в осуществлении реформ. Кроме того, многочисленные кризисы имиджа, через которые пришлось пройти властям страны и большинству политических сил, подпортили их авторитет. Этот правовой и политический контекст превращает ассоциативный сектор в жизненно важного собеседника европейских партнёров, заинтересованных в ускорении реформ и надзоре за ними со стороны местного субъекта, максимально объективного и нейтрального.

Не в последнюю очередь, динамичный характер и пока ещё не запятнанная репутация НПО воспринимаются как угроза руководством страны и политическими партиями, обладающими определённой политической властью (ДПМ, ПСРМ). С того момента, как мнение гражданского общества становится источником информации для лиц, принимающих решения в Брюсселе, для государств-членов ЕС и других партнёров по развитию, позиция „штатных” властей страны слабеет. Так, они вынуждены не только приводить контраргументы, давая разъяснения в связи с озабоченностями ассоциативного сектора, но и брать на себя дополнительные обещания. НПО, будучи „подвижным разумом” и „постоянным резервуаром знаний и навыков”, становятся мощными голосами, способными просвещать общественность, придавать импульс СМИ и привлекать внимание внешних доноров к больным точкам государства. Ни одна из этих функций не соответствует целям отечественных квазидемократических политических сил, как и целям местных и зарубежных пророссийских агентов, заинтересованных в умножении либеральных демократий российско-евразийского типа, где демократия отделена от либеральных ценностей (прав человека, верховенства закона и т. д.).

Санитары или агенты влияния?

Очень важно осознавать тот факт, что ассоциативный сектор критически настроен к внешним партнёрам, включая ЕС, как в частных беседах, так и в публичных заявлениях. Внешняя финансовая поддержка направлена ​​на поддержку конкретных проектов в избирательном, общественном, энергетическом, экономическом секторах, она не преследует целей в виде некоей политизации, внедрения идеологии или подчинения.

Критика качества управления страной или отдельных сомнительных реформ проистекает из внутренних побуждений НПО. Хотя они и зависят от внешнего финансирования, их действия в публичной сфере продиктованы намерением защитить государство и гражданина от хищнических инстинктов политического класса и теневых интересов. Самоорганизация и мобилизация ассоциативного сектора обусловлены разрывом между нынешней политической системой и всеми остальными (гражданами, бизнесом, внешними партнёрами и гражданским обществом).

Работа санитарами политической и публичной сфер становится важным элементом в природе гражданского общества Молдовы. Это, однако, заставляет ассоциативный сектор внедрять у себя высокие стандарты политического поведения – беспристрастность, объективность и профессионализм. Любое отклонение от них грозит повлечь за собой подрыв его морального авторитета. Поэтому гражданское общество должно быть самокритичным и карать те структуры, старые или новые, которые стремятся воспользоваться имиджем и доверием к ассоциативному сектору для последующего вхождения в политику или для осуществления вендетты в отношении властей, не имеющей отношения к защите общественных интересов.

Продвижение европейской интеграции в Молдове интерпретируется пророссийскими агентами как геополитическая кампания, а неправительственные организации – как агенты влияния. В действительности речь идёт о большей привлекательности мягкой силы Евросоюза („soft power”) и европейской модели развития. Они не навязаны Брюсселем, а сами притягивают к себе граждан из соседствующих с ЕС стран, экономических мигрантов из различных отдалённых регионов и даже российское население. Ассоциативный сектор лишь продвигает повестку дня, благотворную для развития страны, основанную на аргументах, тесно связанных с верховенством права, надлежащим управлением и правами человека, которые Россия и её геополитические инициативы ущемляют или уничтожают.

Вместо заключения...

Многочисленные нападки на гражданское общество, как со стороны демократов Владимира Плахотнюка, так и со стороны социалистов Игоря Додона, через прессу или в публичных заявлениях, свидетельствуют о ряде опасений и дискомфорте, испытываемых правящим политическим классом.

Доверие со стороны внешних партнёров и способность порождать критическую массу в обществе превращают ассоциативный сектор в значимого противника властей при определении публичной повестки дня. Более того, в своём неформальном качестве санитара политической системы, этот сектор держит власти страны и политические силы в состоянии постоянной неопределённости, благодаря своей способности раскрывать различные коррупционные проявления.

В то же время, гражданское общество должно быть заинтересовано в незапятнанности своих рядов. Пренебрежение собственной внутренней гигиеной может нанести ущерб его моральному авторитету и повысить легитимность очевидно ущербных властей страны. Ни в коем случае гражданское общество не должно использоваться для ведения политических войн. Его следует использовать исключительно для корректировки и совершенствования государственной политики, повышения дисциплины властей и создания необходимых условий для консолидации демократических институтов.

Чтобы молдавское гражданское общество отказалось от продвижения европейской интеграции Молдовы, Россия и её геополитические инициативы должны в полной мере взять на вооружение те ценности, без которых ЕС не стал бы магнитом мирового масштаба – верховенство права, надлежащее управление и права человека. До тех пор наилучшей формой развития страны останется принятие европейской модели, достижимой путём реализации Соглашения об ассоциации с ЕС.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.