О важности японских инвестиций для Молдовы, о тех сферах, которые представляют интерес для японских экономических операторов, а также о способах привлечения в Молдову туристов рассказал посол Молдовы в Японии Василе Бумаков в интервью для Информационного агентства IPN.
---
– Господин посол, я намеренно решил подождать некоторое время после Вашего назначения на должность. Сейчас, когда Вы уже освоились в Токио, как бы Вы охарактеризовали молдо-японские отношения? Каковы обстоятельства, благодаря которым в этом году и в Кишинёве, и в Токио открылись дипмиссии наших стран?
– Открытие посольств в Токио и Кишинёве действительно стало конкретным шагом в деле развития двусторонних отношений. Конечно, тем самым была исправлена и допущенная ранее ошибка. Это должно было произойти уже давно, если бы был принят во внимание тот факт, что Япония была и остаётся большим помощником нашей страны, как в финансовом плане, будучи третьим по величине донором после США и ЕС, таки и в политическом. Страны, которые обрели независимость гораздо позже Республики Молдова, немедленно открыли здесь свои посольства, а бывшие советские республики открыли посольства в Японии ещё в 90-е годы. Что-то предпринять надо было тем более из-за того, что после 2013 года щедрая помощь со стороны японского правительства была практически прекращена. Одной из причин этого явления стало то, что молдавские официальные лица безосновательно отказались от нескольких важных встреч на высоком уровне, предложенных правительством Японии, и не приехали в Токио. Позднее стало известно и о проблемах в банковско-финансовом секторе нашей страны.
– Какие двусторонние проекты реализуются в настоящее время, в каких областях, и какие проекты имеются в планах?
– В ходе церемоний открытия посольств, как в Кишинёве, так и в Токио, японские официальные лица однозначно подтвердили, что Япония продолжит оказывать поддержку нашей стране в модернизации систем здравоохранения и образования, сельского хозяйства и промышленности. Япония будет твёрдо поддерживать процесс европейской интеграции Республики Молдова. В настоящее время продолжается освоение кредита на 60 миллионов долларов, предоставленного Японией для оснащения медицинских учреждений современным оборудованием. Имеются также проекты по поддержке образовательных учреждений, малых и средних предприятий, проекты по производству энергии из возобновляемых источников и другие.
В июне этого года Японское агентство международного сотрудничества (JICA) направило в нашу страну миссию с целью определения направлений, подходящих для будущего сотрудничества. В результате для финансирования проектов были отобраны следующие направления: малый и средний бизнес, медицина, сельское хозяйство – которые, как считается, обладают наибольшим потенциалом развития и способностью эффективного использования средств. Позднее, по итогам этого визита, JICA отобрала группу экспертов, которые в текущем и в следующем году совершат ряд ознакомительных поездок в нашу страну. Затем команда консультантов разработает рекомендации по поводу проектов, касающиеся их финансирования. Будут дополнительно рассмотрены и такие направления, как поддержка и модернизация сферы безопасности пищевых продуктов и экспортного потенциала, ресурсосберегающего сельского хозяйства и других. Япония готова предоставить нам и льготные кредиты для развития, на самых лучших условиях, особенно для реконструкции очистных сооружений. К сожалению, я не нашёл отечественных учреждений, которые заинтересовались бы этой сферой, хотя мы сбрасываем в Днестр тысячи тонн грязи и сточных вод.
– Какие сферы деятельности были бы привлекательны для японских инвесторов в Молдове, и почему? От чего в наибольшей степени зависит приток японских денег и технологий в Молдову?
– Как вы знаете, японцы очень хорошо разбираются во всём. Присутствие японских компаний может считаться барометром инвестиционного климата. Приход японских инвестиций в Молдову стал бы обнадёживающим сигналом и для других инвесторов. Мы договорились с экспертами из Японии о том, что после успешной реализации проекта по использованию биомассы для отопления школ и детских садов Молдовы, проекта чрезвычайно сложного, но и очень полезного, уже можно и нужно будет переходить на более высокий уровень сотрудничества, чем освоение грантов. На следующем этапе реализации проектов мы должны будем уделить больше внимания участию в проектах малых и средних предприятий Японии. В результате японские специалисты получат возможность оценить реальный потенциал нашей страны в части освоения инвестиций и стимулировать запуск прибыльного бизнеса в Республике Молдова.
Очевидно, что открытие бизнеса в промышленной сфере, в производстве современного оборудования и технологий, стало бы для нас большим успехом, тем более что у нас был подобный опыт и в прошлом. Особо подчеркну важность производства оборудования и технологий для пищевой промышленности и сельского хозяйства, которые в настоящее время широко импортируются. Важной задачей является повышение потенциала в области сортировки и упаковки молдавской продукции – это позволит выйти на новые рынки, включая даже рынок Японии. Возможностей очень много, важно иметь позитивный инвестиционный климат и найти надёжных партнёров.
– Недавно молдавские виноделы приняли участие в Vinexpo Tokyo. Чем им удалось произвести впечатление на японскую публику? Каким образом наши производители могли бы завоевать японский рынок, каковы их преимущества?
– Vinexpo стала третьей большой презентацией молдавских вин в Японии в этом году, помимо десятков более скромных презентацией, с большим успехом проведённых Посольством для сетей гостиниц, ресторанов, а также в рамках многочисленных встреч с официальными лицами и дипломатами. Могу Вам однозначно сказать, что качественные молдавские вина действительно производят впечатление на японского потребителя, хотя практически никто до настоящего времени не знал о нашей стране так уж много. Нам очень повезло в том, что молдавские вина идеально сочетаются с блюдами японской кухни, а специфика этих вин, с их богатым букетом, является именно тем, что нравится японцам. В японском языке слово „напиток” записывается комбинацией из двух иероглифов, означающих, если дословно, то, чего тебе не хватает во время приёма пищи, чтобы получать удовольствие от еды.
Виноделы, представившие здесь наш стратегический продукт, показали себя большими профессионалами. Потому и больше всего посетителей было у их стендов. Надеюсь, что со временем вырастет и уровень нашей организации, чтобы мы соответствовали требованиям, предъявляемым японской культурой. По поводу наших вин хотелось бы отметить, что когда я приступал к работе, здесь не всё было идеально. Поначалу мы были шокированы жадностью некоторых молдавских бизнесменов, которые привезли в Японию вина советских времён, уже совершенно испортившиеся, и продавали их по крайне завышенным ценам. При поддержке Министерства иностранных дел и европейской интеграции нам в целом удалось усмирить эту наглую диверсию против имиджа нашей страны и против нашего стратегического продукта. Пусть ни у кого не будет иллюзий на тот счёт, что японцы потерпят такое безответственное и вызывающее поведение.
– Какие другие продукты, услуги или ценности Молдовы могли бы оказаться привлекательными для японского рынка?
– Хотя Япония и производит одни из самых вкусных в мире фруктов, импорт фруктов составляет свыше 50 процентов. Конечно же, здесь есть место для наших слив, черешни и грецких орехов, как и для других фруктов и ягод, которые также импортируются примерно с такого же расстояния – из самой Калифорнии. Вот только японский рынок предъявляет крайне жёсткие требования, как с точки зрения качества, так и в плане упаковки. Здесь практически каждая клубника, слива и груша упаковываются отдельно и настолько красиво, чтобы привлекать покупателей. Япония также стала бы хорошим рынком для сухофруктов или переработанных фруктов.
В скором времени мы надеемся открыть в стране и совместные предприятия по производству современного оборудования и ИТ-продуктов. В августе этого года одна из японских компаний, которая на протяжении 2016 года готовит здесь молдавских специалистов в сфере разработки программ по компьютерному проектированию и производству металлических компонентов, посетила Молдову с целью открытия своего филиала. В конце года молдавские специалисты вернутся домой и, надеюсь, успешно откроют этот бизнес.
– Обратимся к другому измерению. Какие услуги, продукты и ценности нам следует больше импортировать из Японии и почему?
– Из Японии мы импортируем многие услуги, технологии и машины. Все признают их исключительное качество, и никто не ставит этот факт под сомнение. Вот в плане ценностей мы имеем гораздо большую потребность! Мы должны задуматься о том, как нам импортировать качество образования, желание учиться, любовь к стране, скромность и уважение к окружающим, идеальную чистоту, пунктуальность и ответственность, выполнение обязательств ещё лучше, чем это предусмотрено контрактом. В Японии не существует такого явления, как воровство. Может и существует, но в качестве редчайших исключений. Если же кражи случаются, то, вероятнее всего, в них оказываются замешаны иностранцы. В Японии невозможно что-то потерять. Если ты что-либо потерял, то обнаружишь его там же, где оставил, либо в камере для потерянных вещей, которые имеются повсюду. Можете себе представить, какую репутацию мы здесь имеем после кражи миллиарда? И даже смешно просить о помощи в размере 10 миллионов долларов после того, как был украден миллиард.
– Господин посол, скольких японцев вы уже научили есть жаркое с мамалыгой и овечью брынзу? Каков этот опыт, нравятся ли им эти блюда?
– Я сотрудничаю с японцами более 17 лет. Я принимал у себя дома десятки японцев и, возможно, даже сотни – в столовой проекта 2KR. А в период пребывания на посту министра сельского хозяйства моё желание популяризировать ту отрасль, за которую я отвечал, и которая действительно была этого достойна, побудило меня публично готовить различные блюда не только в ходе Национального дня вина, но и по другим случаям. Я готовил для многих иностранцев, включая японцев. Я очень хорошо знаю (или надеюсь, что знаю), что японцам нравится, а что – нет, даже если из вежливости они говорят, что блюдо было вкусным. То же самое я продолжаю делать и здесь. В Японии 70% телепередач посвящены еде и её приготовлению. Владельцы молдавских ресторанов в Токио часто появляются на телеэкранах, рассказывая о наших традиционных блюдах. Но да будет Вам известно, что „локомотивом” продвижения молдавских блюд всё же является наше вино.
Возвращаясь из-за границы, японцы больше всего рассказывают о том, какие новые и необычные блюда они попробовали. И обязательно привозят какие-нибудь подарки, относящиеся именно к этой сфере. Хотя японская кухня и выделяется на общем фоне, является чрезвычайно разнообразной и даже включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, японцы всё равно крайне охочи до чего-то нового. Здесь я открою небольшие скобки. Сколько я не пытался зарегистрировать хоть одно традиционное молдавское блюдо, ответственные за эту сферу структуры нашей страны выступали категорически против. Не знаю, в курсе ли Вы, что наши европейские соседи зарегистрировали сотни блюд, не говоря уже о японцах. В этом плане наши виноделы были гораздо более активными и склонными к инновациям. И они добились успеха.
Молдавским блюдом №1, производящим впечатление на японцев, от которого они не отказываются и на завтрак, является наша „зяма” с цыплёнком и домашней лапшой. Даже если здесь и не найти домашних цыплят, в любом случае, мясо из магазина идеально подходит для „зямы”. Голубцы здесь принимают очень хорошо, как и большинство блюд, которые готовят наши домохозяйки на Рождество, Пасху, Храмовый праздник... Что касается жаркого из свинины, то японцы предпочитают его в нашем приготовлении, так как у нас свинина гораздо более вкусна. Вот с мамалыгой дела у нас обстоят хуже. Я знаю, что и многие молдаване не очень любят, когда она приготовлена такой сухой и жёсткой, какой её по традиции готовят у нас, чего уж говорить о японцах. Я предложил нашим местным поварам ряд секретов, которые сам применил в 2013 году, когда публично готовил мамалыгу на Площади Великого национального собрания. После этого нам удалось изменить мнение японцев об этом блюде. Овечья брынза хороша для нас, потому что она на генетическом уровне впечатана во вкусы молдаван, будучи унаследована от тех древних времён, когда не было других методов хранения, кроме как крепко засолить, после чего продукт становился очень солёным. Из-за слишком солёного вкуса многие иностранцы не особо любят брынзу и потребляют её в малом количестве. А нам, конечно же, здесь её не хватает.
В Японии наши традиционные блюда, приготовленные с душой и хорошо представленные, обязательно оценивают по достоинству. Но нужно их немного приспособить к специфике местного потребителя, как это делают итальянцы и французы. Японцы очень чувствительны к качеству блюд, едят понемногу, но пробуют как можно больше разных блюд. Здесь не так, как у нас на свадьбах и крестинах, где едят как в последний раз в жизни, как будто завтрашний день уже не наступит. Японцы используют потенциал всех продуктов, лекарственных растений, которые выращиваются или растут в лесах, в озёрах и в море. Например, тыква очень популярна из-за своих целебных качеств. Мы приложили большие усилия, чтобы реализовать её потенциал и у нас, в Молдове, так как выращивать тыкву легко, и этого растения у нас в изобилии, но ситуация особо не сдвинулась с места. У нас скорее купят нечто импортное и вредное, чем воспользуются собственным большим потенциалом.
Если бы мы хоть немного чаще использовали новаторские идеи, то я Вас уверяю, что Молдова не испытывала бы недостатка в туристах. Туризм является очень важной отраслью, но у нас этого пока не понимают. Насколько развитой страной является Япония, а туризм там рассматривается в качестве национального приоритета. В настоящее время Японию ежегодно посещают 20 миллионов туристов, и власти прилагают заметные усилия для того, чтобы к 2020 году была достигнута планка в 30 миллионов. Если говорить о странах более близко к нам расположенных, то Грецию, к примеру, ежегодно посещают около 30 миллионов туристов. Если Молдова привлечёт хотя бы один миллион туристов, то они ежегодно будут оставлять в стране не менее 500 миллионов долларов, или 10 миллиардов леев! Лучших инвестиций и представить себе нельзя. И туристов, в том числе из Японии, можно привлечь в Молдову, прежде всего, нашими винами, фруктами и традиционными блюдами.
Марьяна Галбен, IPN