Региональный кризис наносит Молдове ущерб, сравнимый с войной

Анализ IPN: Даже если Республике Молдова повезет избежать катастрофы, связанной с военными действиями в контексте глубокого регионального кризиса, страна и молдавское общество уже ощущают и будут ощущать существенный ущерб от этого кризиса.
---

Конечно, мы должны молиться Господу, чтобы он уберег нас от возможной войны на территории Республики Молдова, которая может возникнуть в контексте регионального кризиса. Конечно, мы все должны быть бдительными и готовыми предотвратить или справиться с подобной катастрофы, если она произойдет. Ущерб, нанесенный возможной войной, может быть действительно катастрофическим для Республики Молдова, ее граждан и экономики.

К счастью, война, в которую была бы впрямую вовлечена Республика Молдова, ее люди и территория кажется маловероятной, по крайней мере, исходя из нынешней ситуации. Это не заслуга Республики Молдова, от которой мало зависит как начало войны, так и возможные ее результаты. По сравнению с приднестровской войной 1992 года, речь идет о ясном региональном кризисе, с прямым вовлечением региональных и мировых актеров, которые как всегда имеют свои соображения о том, когда начать войну, когда расширить ее на новые территории и когда завершить. Пока что эти актеры еще не сформулировали четкое решение или намерение.

Однако Республика Молдова уже чувствует и будет еще больше чувствовать последствия войны в соседней Украине в виде реальных и крупных потерь для своего настоящего и будущего.

Прежде всего, региональный кризис усложняет и отбрасывает назад процесс урегулирования приднестровского конфликта, соответственно, реинтеграции страны. Все то, что происходит сейчас в юго-восточной Украине, может быть названо „транснистризацией” соседнего государства, по испытанному в течение более чем двух десятилетий в восточном регионе Республики Молдова сценарию. Как и в случае с Приднестровьем, у Российской Федерации нет интереса, но и возможности, чтобы ввести вооруженные силы в юго-восточную Украину. В противном случае ей пришлось бы противостоять непосредственному столкновению с военными, человеческими или техническими силами США и стран ЕС. И у нее нет такой возможности, в первую очередь, военного и экономического характера, если учесть тот факт, что ВВП России немного выше, чем ВВП Италии и гораздо меньше, чем ВВП Франции, не говоря уже о ВВП Германии. „А по сравнению с ЕС и США, Россия, экономически говоря, это пигмей со слаборазвитой структурой, как в странах третьего мира. Она экспортирует газ, нефть, сырье. И по сравнению с Китаем, кажется, уже недоразвитой”, - утверждает известный румынский историк Лучиан Боя в своей новой книге „Первая мировая война. Противоречия, парадоксы, толкования”.

Россия не имеет возможности, но и интереса, чтобы прямо атаковать и аннексировать юго-восток Украины, по примеру Крыма. Скорее всего, она попытается воплотить приднестровский сценарий в Украине, в результате чего у руководства некоторых украинских регионов придут сепаратистские режимы и люди-марионетки, с помощью которых Россия будет продвигать свои интересы, сильно ослабит Украину и постоянно будет ее «дергать», нанеся ущерб ее европейскому курсу, в первую очередь. Но будет также держать в постоянном шахе ЕС и США, прямо или/и с помощью марионеток в ходе переговоров в Женеве или в любой другой столице мира, как это делает в рамках формата „5+2” в случае с Республикой Молдова. Таким образом, Российская Федерация будет способствовать клонированию и размножению „изгоев международного права”, типа приднестровского режима, которые могут стать более агрессивными, чем сейчас, отдельно или образуя, например, СНГ 2 с координационным центром известно где.

Во-вторых, аннексия Крыма Российской Федерацией, а также вмешательство в юго-восточные регионы Украины сильно скомпрометировали очень трудный процесс укрепления государственности Республики Молдова, а также создания молдавского общества и гражданской нации. Более двух десятилетий молдавское общество продолжает оставаться сильно фрагментированным по этническим, языковым, политическим, идеологическим, историческим, культурным критериям и т.д., часто эти различия сильно стимулируются внутри и за пределами страны. Среди граждан Республики Молдова есть очень большая категория людей, получивших автоматически, без каких-либо предварительных требований, гражданство Республики Молдова, что сильно отличается от бывших советских Балтийских стран, но которые продолжают считать своей родиной другую страну, не Республику Молдова, не говорят на официальном языке Республики Молдова и не чувствуют необходимости его изучать, продолжают смотреть другие телеканалы, не молдавские, и очень хорошо знают артистов новости за тридевять земель, и почти ничего этого касающееся Республики Молдова. Такое состояние тормозит развитие страны, движение вперед с экономической, социальной, политической точки зрения, что очень сильно отражается на уровне жизни общества в целом, но и каждого человека в отдельности.

Правда, в последние годы отмечается определенный прогресс в процессе стирания различий между социальными группами молдавского общества, и это произошло скорее под влиянием естественного временного фактора, привычек и навыков, совместно накопленных в общем пространстве. Все больше людей привыкают говорить и слышать „Молдова”, а не „Молдавия”, все больше людей готовы, в том числе психологически, отвечать на том же языке, на котором задают вопросы на улице, в магазине, не чувствуя при этом неудобств и комплексов, как было до сих пор. Все больше людей заявляют все более естественно „Молдова - моя Родина”. События в Украине внезапно и жестко преравали этот естественный процесс становления молдавского общества, государства и Родины, потому что вернули иллюзию, но и ностальгию определенной части населения по тому, что они могут вернуться в ту „истинную родину”, реально существующую, или только воображаемую в виде бывшего Советского союза, и не просто самостоятельно, но, возможно, с частью „приемной территории” Республики Молдова. Для этого просто надо организовать референдумы, завоевывать насильственными методами здания государственных органов и просить защиты другого государства, которое продемонстрировало неоднократно, что готово стать, возможно, с автоматами, в защиту носителей определенного языка. Неизвестно, когда наконец прекратятся военные действия в соседней Украине и с каким финалом, но известно, что Республика Молдова должна будет возобновить почти с нуля процесс создания собственного общества. Это в случае, если страна будет защищена от катастрофы „горячей войны”.

В-третьих, но и не в последнюю, очередь, региональный кризис оказывает дополнительное давление на процесс европейской интеграции Республики Молдова. Мы не имеем в виду уже знакомые пороявления в виде эмбарго и ограничений, а давление оказываемое, в том числе но не осключительно, категории проблем указанных в первом и втором пункте. Они могут достаточно серьезно повлиять на результаты осенних парламентских выборов этого года, соответственно, на возможность продолжения европейскщго курса страны. События в юго-восточной части Украины могут быть использованы в качестве модели силового навязывания внешнеполитического курса развития страны, с элементами внешней поддержки этих проявлений или без них. С прямой или косвенной внутренней или внешней поддержки соответствующих проявлений. Пример направления с которого может прийти такая внешняя поддержка был сформулирован в первом пункте экономического раздела проекта Предвыборной платформы ПКРМ, обнародованной 1 мая: „ Мы знаем, как сделать так, чтобы в страну пришли газ и электроэнергия по ценам, которые окажутся посильными и для народа, и для производителей”. Насколько известно, ПКРМ не располагает собственными залежами природного газа, знаем, кто имеет его, и знаем условия, при которых он предоставляется. Украина является самым свежим и ярким примером в этом смысле.

Валериу Василикэ; IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.