Интервью IPN:Сценарий аннексии Приднестровья Россией в нынешних условиях маловероятен, поскольку регион станет изодированным анклавом, который Россия не сможет защищать с военной точки зрения. Это мнение разделяет профессор политологии Оттавского университета Иван Качановский, сделавший данное заявление для канадского издания The Globe and Mail. Однако профессор отметил, что если другие части юга Украины решат обьедениться с Россией, возиожность аннексии этого региона Молдовы возрастет. В связи с этим Агентство IPN попросило старшего научного сотрудника Одесского филиала Национального института стратегических исследований Украины Юлию Сербину высказать свое мнение относительно возможности того, что и население Одесской области предприняло меры по выходу из состава Украины и присоединению к Российской Федерации по примеру Крымского полуострова.
---
– Какова ситуация в Одессе, относительно ситуации во всей Украине? Правда ли, что некоторые одесситы также желают выйти из состава страны? Происходит ли что-нибудь в регионе, что должно насторожить другие страны, например, Молдову?
– Информация о желании Одессы и Одесской области выйти из состава Украины не только не соответствует действительности, но и сильно преувеличена средствами массовой информации пророссийской направленности. Нельзя отрицать тот факт, что среди одесситов есть граждане, желающие продолжить свою жизнь в составе Российской Федерации или же придуманного географического концепта «Новороссии», однако говорить о том, что их подавляющее большинство, было бы ошибочно. Действительно, такие граждане принимают участие в митингах в поддержку России, используют символику Советского Союза, поднимают флаги Российской Федерации над своим палаточным городком на Куликовом поле, пытаясь действовать в противовес Одесскому Евромайдану, однако многие их акции являются скорее ответом на активность одесситов, придерживающихся позиций соборности Украины. В частности, после 10-тысячного митинга против войны и за соборность Украины, прошедшего в Одессе 2 марта, люди, призывавшие к отделению от Украины, 3 марта пытались захватить здание Одесской областной государственной администрации, жгли украинский флаг, водружали флаг Российской Федерации на здание ОГА, однако их действия были нейтрализованы. Активность пророссийски ориентированных граждан в Одесской (а также в других юго-восточных областях Украины) – не более, чем результат хорошо организованной мобилизации.
Как свидетельствуют данные социологических исследований, граждане, выбирающие российский вектор развития, в Одесской области составляют не более 20%. Число значительное, однако явно недостаточное для отделения. Более того, по данным социологического исследования, проведенного авторитетным аналитическим центром «Демократические инициативы», в Украине нет ни одного региона, где население поддерживало бы отделение от Украины и вхождение в состав России.
Проблема в том, что идеологи отделения Одесской области играют на социальных фобиях своих сторонников. Близкие к ним региональные СМИ последние несколько лет утверждали, что в Одессе запретят разговаривать на русском языке, всех перережут мифические «бандеровцы», т.е. в такой риторике ставилась под угрозу идентичность граждан и даже их физическая безопасность. Такие страхи, к сожалению, из методов электоральной мобилизации превратились в действенный метод разжигания межнациональной розни, что вообще недопустимо для Одесской области, в которой проживают представители более чем 130 национальностей.
Опять-таки: 20% - число значительное, однако явно недостаточное для репрезентативности всего населения области. Безусловно, следует говорить об удовлетворении культурных прав этой части граждан.
Не менее важным фактором является ярко выраженная региональная идентичность одесситов, преобладающая над гражданской, и эту идентичность очень сложно заменить российской.
Благодаря скоординированной деятельности активных граждан, областной власти и территориальных подразделений силовых структур в Одессе удалось предотвратить кровопролитие, которого, к сожалению, не избежали в Донецке и Харькове в ходе митингов 14-15 марта и сопутствовавших им провокациях.
В целом, для Молдовы со стороны Украины точно нет никаких угроз, однако очень многое зависит от дальнейших действий Российской Федерации. Последствия такой активности приводят к масштабнейшим изменениям не только в Черноморском регионе, но и в мире. Опасаться «экспорта» революционных изменений из Украины в Молдову точно не стоит, учитывая невысокий уровень активности молдавского общества (исключением являются массовые акции в поддержку либо против евроинтеграционного курса, проходившие в Молдове осенью 2013г.).
– Каковы наиболее актуальные риски в Украине в целом, и в Одессе в частности, и как они могут развиваться, если не будут решены проблемы?
– Риски для Украины сегодня сосредоточены на различных уровнях. Первый, и главный вызов – сохранение территориальной целостности и суверенитета. Экономический кризис, во многом спровоцированный коррупционной деятельностью предыдущего правительства, усилился угрозой российской оккупации и аннексией Крыма. На макроуровне, в первую очередь, необходимо провести реформы, которые будут очень болезненными, однако от грамотной коммуникации с населением зависит их успешность. В данном случае со стороны ЕС и США необходим своеобразный «План Маршалла» для Украины, при чем финансовая помощь нужна не только на проведение реформ, но и на элементарное поддержание финансового благосостояния государства. 1 млрд евро, выделяемый сегодня Украине Евросоюзом, - сумма, безусловно значимая, но она не меняет финансового положения государства и не покрывает его потребности.
В случае невыплат зарплат, пенсий, повышения налогового давления на малый и средний бизнес, повышения тарифов на оплату коммунальных услуг социальное недовольство будет возрастать и уже осенью можно ожидать новых социальных выступлений. При чем такие выступления будут качественно отличаться по своему характеру от активности Евромайдана в сторону большей радикализации. Если Евромайдан был «протестом свободных граждан», то последующие выступления рискую превратиться в «протест голодных», что несет большие угрозы.
Для сохранения целостности государства одним из важнейших вопросов повестки дня является вопрос децентрализации, предусматривающий разделение функций государственного управления и местного самоуправления, а также организационно – финансовое обеспечение регионов. Сегодня на местах остается не более 30% собираемых налогов, остальные средства перераспределяются через государственный бюджет. В течение месяца Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины обязалось запустить реформу местного самоуправления и государственного управления, готовившуюся годами, но так и не начатую предыдущей властью. В соответствии с реформой регионы получат значительные полномочия для своего развития.
В зоне риска сегодня находятся абсолютно все сферы общественной жизни, однако положительным аспектом является возросший уровень самоорганизации граждан и готовности оказывать помощь. В частности, только на потребности украинской армии посредством звонков и смс за 10 дней было собрано около 40 млн грн (по текущему курсу это порядка 4 млн долларов США) и этот пример не является единичным.
– Украина и ЕС подписали политическую часть Соглашения об Ассоциации. Это как-то уже сказывается на ситуации в Украине?
– К сожалению, Украина прошла свой особый путь к подписанию Соглашения об Ассоциации с Европейским союзом. Если в начале переговорного процесса украинским властям со стороны ЕС выдвигались конкретные требования относительно реформ, то позже список этих требований сокращался. После резкого отказа предыдущего украинского руководства подписывать Ассоциацию с ЕС и Вильнюсского саммита ситуация кардинально изменилась. Подписание политической части Соглашения об Ассоциации Украины с Европейским Союзом – скорее акт символической поддержки, оказанной Украине после многочисленных человеческих жертв в ходе борьбы с режимом предыдущей власти. Данный раздел в общих чертах предусматривает усиление роли гражданского общества, необходимость консультаций с его представителями при принятии решений. Известно, что сегодня ряд министерств новой власти проводит активные консультации с представителями экспертных кругов при формировании пакета реформ (в частности, в сфере антикоррупционной деятельности, в сфере расширения прав местного самоуправления, образования). Ввиду этого подписание не сказалось каким-то образом на ситуации в Украине. Следующим шагом, который способен принести конкретные преференции государству, логично станет либерализация визового режима и отмена виз для граждан Украины.
Изменений следует ожидать после подписания Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, в этом и состоит смысл Ассоциации. По данному вопросу на текущей неделе ведутся активные консультации, в частности, в ходе визита комиссара Ш.Фюле в Киев, а также ряда других комиссаров (по вопросам бюджета, налогообложения, таможенных платежей и т.д.). Безусловно, переговоры такого рода должны были начинаться как минимум за год-два до подписания Соглашения, но сегодня всё происходит в «пожарном» режиме. Вопрос изменений - это вопрос средне- и долгосрочной перспективы.
– Как ситуация в Украине может или уже сказывается на ситуации в Молдове?
– Не следует ожидать в Молдове существенных преобразований по украинскому образцу. Насколько можно судить, молдавское общество не проявляет высокой заинтересованности в украинских событиях. Какая-либо социальная активность может скорее стать результатом кризисных явлений в молдавской экономике. Несмотря на то, что Молдова долгое время считалась «отличницей» Восточного партнерства, экономические реформы и повышение благосостояния граждан все же остаются актуальным заданием правительства.
На данном этапе, учитывая зависимость Молдовы, как и других европейских стран, от российских энергоносителей, можно прогнозировать сдержанную позицию руководства Молдовы в оценке украинских событий (активизации приднестровской проблемы в контексте украинского кризиса намеренно не будем касаться).
Марьяна Галбен, IPN