Автомобильная авария, произошедшая 9 сентября 2018 года, с участием главы государства и некоторых членов его семьи, является очень печальным поводом, чтобы констатировать в ряде случаев неадекватное отношение к личности президента и печальному событию, которое с ним случилось. По-человечески, по-христиански, было бы нормально, чтобы каждый выразил сострадание и сожаление в связи с этой автоаварией. Как говорится: не дай Бог! и Слава Богу!, что жертв и серьезных травм зафиксировано не было! Конечно, были исключения. Отношение главы законодательного органа Андриана Канду оказалось как нельзя более взвешенным и уместным. К сожалению, в медийном пространстве преобладало отношение либо мстительное, с инсинуациями о том, что авария якобы является заслуженным наказанием за поступки и „грехи” главы государства; либо основанное на фантазиях, предполагающее заговор и намекающее на то, что произошедшее было преднамеренно подстроено кровожадными врагами главы государства.
Оба подхода заслуживают осуждения, особенно тот, который ссылается на предвыборный контекст. Потому что аварию с участием главы государства пытаются превратить в повод для пропагандистских измышлений накануне ожидаемых парламентских выборов. В этом отношении отличился Исполнительный секретарь Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) Влад Батрынча. Свое отношение, предполагающее наличие заговора, он обосновал в социальных сетях и распространил посредством медиахолдинга, связанного с ПСРМ. С самого начала следует отметить, что пропагандистское рвение Исполнительного секретаря ПСРМ причиняет больше вреда ПСРМ и главе государства, чем приносит им пользы.
Во-первых, своим предполагающим заговор сообщением, перечисляя свои аргументы, Исполнительный секретарь ПСРМ вызывает любопытство у широкого круга граждан, не интересующихся политической борьбой. Действительно, люди могут задаться вопросом: скольких врагов создал себе глава государства, если они желают ему плохого? И о ком конкретно идет речь? В этом смысле Исполнительный секретарь ПСРМ очень многословен, но и крайне неконкретен, что означает, что он боится быть привлеченным к ответственности за серьезные инсинуации. Поэтому он прибегает к намекам на то, кто может быть потенциальным автором сценария преступной автоаварии – 1) власть и ее евроатлантические кураторы; 2) проевропейская оппозиция, боящаяся победы ПСРМ, которая, имея в качестве своего неформального лидера главу государства, победит на предстоящих парламентских выборах; 3) Румыния и США, которые препятствуют усилиям главы государства по реинтеграции Приднестровья; 4) таинственные силы, враждебно относящиеся к Православию и визиту Патриарха Кирилла на Всемирный конгресс семей; 5) силы, враждебные дружбе между православными христианами и мусульманами, которые планируют сорвать визит президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Кишинев для участия в вводе в эксплуатацию отремонтированного здания президентуры, и т.д.
Фантазии Исполнительного секретаря ПСРМ хватило для явного указания только пяти групп смертельных врагов главы государства, хотя он мог бы расширить список и на, к примеру, некоторые украинские националистические силы, недовольные тем, что глава государства не признает Крым частью Украины, а также высказывал ирредентистские претензии к соседней стране. Или он мог бы указать на исламских или курдских террористов, которые хотят отомстить за недавнюю фактическую экстрадицию учителей турецкого происхождения из Республики Молдова. И вот, широкий круг граждан, безразличных к политической суете, может задаться вопросом – как удалось главе государства всего за два года мандата создать себе так много смертельных врагов? И какова же основная версия предполагаемого покушения, ведь исключено, чтобы порядка десяти категорий смертельных врагов главы государства скоординировали свои действия? Вопрос имеет право на существование, но вереница вопросов, возникающих один за другим, показывает бессмысленное пропагандистское рвение Исполнительного секретаря ПСРМ.
Во-вторых, аргументы Исполнительного секретаря просто лишены смысла. Например, почему власть будет опасаться возможного победоносного участия президента в кампании парламентских выборов, в качестве главы предвыборного списка ПСРМ, если власть знает, что, в силу решения Конституционного суда (КС), глава государства не имеет такого права? Более того, Исполнительный секретарь ПСРМ несет прямую ответственность за это решение КС, потому что молчание – золото. Иначе говоря, если бы он не направил обращение в КС, то последний не высказался бы однозначно о запрете президенту участвовать в партийной предвыборной деятельности.
В-третьих, глава государства был настолько полезен нынешней власти, что было бы глупо его устранять. Действительно, кто спас так называемую проевропейскую власть в 2012 году, проголосовав за кандидатуру Николае Тимофти на пост президента? А кто пришел на помощь правящей партии в процессе изменения избирательной системы? А кто промульгировал закон об амнистии капиталов и плоской налоговой реформе, похвалив их? И это несмотря на то, что на сайте главы государства опубликована Экономическая стратегия ПСРМ, которая предусматривает трехступенчатое налогообложение. А кто может быть партнером, с которым нынешняя власть сформирует большинство после парламентских выборов февраля 2019 года? Только ПСРМ и ее неформальный лидер в лице главы государства. Других, лучших вариантов для власти просто не существует.
В-четвертых, каковы успехи главы государства в приднестровском урегулировании, чтобы Румыния и США противодействовали осуществлению планов главы государства. Никто иной как приднестровский лидер Вадим Красносельский признал недавно, сразу после встречи с главой государства, что никакого плана нет.
В-пятых, о каких врагах усилий президента по продвижению православных ценностей может идти речь, если Православие и христианское единство подрываются вмешательством церкви в политику, а бенефициаром этого вмешательства был сам глава государства, что подтверждено в обращении в КС от 13 декабря 2016 г. И не поведение и отношение ли Церкви к российско-украинскому конфликту, предвзято поддерживаемые главой государства, подрывают единство православных христиан?
В-шестых, мега-вывод Исполнительного секретаря ПСРМ является действительно невообразимым по своей приблизительности. Он утверждает, что „там, где нет морали и этики, не может быть общественного блага. Так писали античные мыслители. Но наши передовики евроатлантизма не читают книг. Их чтиво – пособия по получению грантов”. Но разве 7 миллионов долларов, предоставленных президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом на реконструкцию здания президентуры, не относятся к категории грантов? Разве не именно это заявляют недоброжелатели главы государства, что он совершил акт безнравственности, согласившись на экстрадицию турецких учителей из сети лицеев Orizont в обмен на этот грант? А прием президентской семьи на отдых в Турции в 2017 году, при содействии администрации президента Турции, разве не называется тем же грантом?
Многое еще можно сказать в ответ на пропагандистское рвение Исполнительного секретаря ПСРМ, но сказанного, кажется, достаточно, чтобы показать, что при наличии таких умелых пропагандистов ПСРМ и президенту не нужны настоящие враги.
Эксперты IPN